Ассоциации, связанные у жителей того или иного региона с родной (и не обязательно) территорией, довольно спорные и субъективные. Что касается Приморья, то для кого-то это – икра и рыба, море и тайга, а кто-то принимает за бренд края криминальные «подвиги» известных и не очень известных личностей.


Без бренда не останемся

Понятие «ребрендинг» появилось не так давно, но уже сегодня пользуется огромной популярностью. В последнее же время мнения и рассуждения с использованием этого новомодного слова связаны именно с территориальной привязкой.

О ребрендинге Приморского края впервые заговорил Владимир Миклушевский, с уверенностью заявляя, что регион должен дистанцироваться от привычного образа-штампа. «Поменять бренд региона – это для меня принципиально. Приморье больше не должно ассоциироваться с образом «краб, икра и криминал». Приморский край – это регион новых технологий и возможностей, это – окно России в Азию», – заявил губернатор в одном из интервью.

Глава региона выделяет несколько инвестиционных проектов в Приморье в качестве местных брендов. Важнейшим из них Владимир Миклушевский назвал туристический кластер в бухте Муравьиная – одну из пяти игорных зон, утвержденных Правительством. Кстати, реализацию этого проекта губернатор курирует лично. Также отмечены завод «Соллерс», строительство завода по производству сжиженного газа, формирование судостроительного кластера.

Помимо «перезагрузки» Приморского региона, постоянно говорят и о брендировании приморской столицы. Так, на недавнем мастер-классе «Технологии и этапы продвижения позитивного образа в целевой аудитории» шла речь именно о продвижении бренда Владивостока. В мастер-классе принимали участие спикер городской Думы Елена Новицкая, председатель комитета по местному самоуправлению, правопорядку и законности Михаил Веселов, бизнесмены, эксперты и, конечно, журналисты.

Петр Ханас, политический консультант, директор «Дальневосточного консалтингового центра», подробно рассказал о брендах городов, о том, какую роль они играют в развитии туристической, экономической и других отраслей. По словам Ханаса, одним из главных направлений новой стратегии развития города должно стать брендирование. «До настоящего времени вопросу брендирования не уделялось должного внимания, это большое упущение, – пояснил политический консультант. – Реклама городов становится эффективным инструментом укрепления экономики, привлечения в него инвесторов».

В России уже есть отличные примеры талантливого брендирования городов. В качестве наглядности политолог привел в пример город Казань, который позиционируется как «третья столица России».

Елена Новицкая призналась, что встреча натолкнула ее на мысль о проведении подобного мероприятия в стенах городской Думы. «Тема бренда города, уверена, интересна всем депутатам. Ведь каждый из нас хочет, чтобы Владивосток развивался, а для этого необходимо сделать так, чтобы люди по всей стране узнавали о нашем городе, приезжали сюда жить и работать. Есть идея провести подобную встречу в стенах Думы города, где особой темой разговора стало бы брендирование Владивостока», – отметила председатель гордумы.

Кстати, конкретных предложений на мастер-классе почему-то так и не прозвучало…

Что взять за истину?

Проведенные опросы, в том числе и на сайте «Приморской газеты», на тему ассоциаций с брендом Приморья выявили основных лидеров: море, тигр и группа «Мумий Тролль» (15-20%). Немалую долю заняла и криминальная тема (около 10%), в то время как надежды на привязку к «новым символам» не подтвердились. Видимо, для выстраивания бренда нужно больше времени и усилий. Мосты, завод «Соллерс» и игровая зона пока совсем «невесомы» в опросе. Несмотря на немногочисленность участников опроса, этот мини срез показал текущую ситуацию и, возможно, задачи для власти, над которыми стоит работать.

Александр Латкин, директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС: «Бренд Приморья, его оплот и гордость – военно-морской флот. А еще, конечно, рыбаки, рыбная промышленность. И ребрендинг краю, безусловно, нужен. У нас – обилие зарубежных представительств и консульств. Это тоже отличает Приморье, особенно Владивосток, от других городов. Американское – у нас, корейское – у нас, в отличие от того же Хабаровска. И нужно дальше двигаться в этом направлении, чтобы хотели к нам приезжать, чтобы регион был комфортным для размещения инвестиций и для жизни в целом. Владивосток по-настоящему должен стать экономическим и культурным центром стран АТР».

Павел Шугуров, начальник отдела дизайна городской среды администрации Владивостока: «Для меня бренд Приморья – то, что это русский Клондайк, непаханое поле, территория неограниченных возможностей. Здесь возможно все, но только для людей, сильных духом, неординарных личностей. Если бы я приглашал сюда людей, я бы им сказал: «Приезжайте обязательно. Не обещаю, что будет легко, но если вы приложите настоящие усилия, не будете лениться, поверите в себя, то для вас в Приморье не будет ничего невозможного. Захотите – в космос полетите!» Я серьезно говорю. А если в качестве бренда брать конкретные объекты, то это, безусловно, море и тайга».
Станислав Мальцев, главный режиссер театра ТОФ: «Для меня Приморье – это, прежде всего, заповедники, природа, море и вузы. Это по-настоящему наши бренды. К сожалению, театры – нет. И ребрендинг края я связываю в первую очередь с развитием культурной составляющей, чтобы людям из других регионов приятно было сюда приезжать: хоть в гости, хоть жить. А пока они приезжают только на природу, отдыхать… Театр оперы и балета – прекрасная задумка, но это очень дорогостоящий проект, и чтобы его содержать, нужные серьезные деньги. Кроме того, необходимо воспитывать молодежь в культуре, а пока на вокальные партии и классику ходят люди в основном старшего возраста. Да и тех не так много…».

Елена Новицкая, председатель Думы Владивостока: «Работу по выбору бренда Владивостока, а также и края нужно вести всем совместно. Это процесс длительный, к тому же нужно учитывать мнение жителей, экспертов. Брендирование – это прорыв в развитии, скачок, который необходим краю. Для меня Владивосток – город, который я люблю, который в первую очередь ассоциируется у меня с морем. Прибрежную полосу нужно по возможности открывать».

Александр Монастырёв, президент холдинга «Монастырёв и Ко», член Общественного экспертного совета при губернаторе Приморского края: «Для нас, жителей Приморья, родной край ассоциируется, прежде всего, с понятием «Родина». Также необходимо, чтобы Приморье представляли как ворота в Россию. И чтобы мы были образцом для подражания. Мы – не хвост, мы – начало России. Мне бы очень хотелось, чтобы наш край ассоциировался с этими воротами. Чтобы преобразования, которые сейчас происходят, улучшения в социально-политической сфере были показательными. Управление должно быть не над народом, а вместе с народом. И наш бренд – это порты. Ребрендинг Приморью нужен. Надо создать такой инвестиционный климат, чтобы здесь находилось высокотехнологичное производство, и от этого край ширился бы и расцветал».

Сергей Пикин, директор Дальневосточного государственного гуманитарно-технического колледжа, в прошлом – руководитель департамента образования администрации Приморского края: «Самый мощный бренд Приморья – это люди, в нем жившие и живущие, его человеческий капитал и потенциал. Вспомним, какие личности создавали Приморье – Муравьев-Амурский, Бурачек. Это имена, на которые надо равняться, это настоящие столпы. Они – наш бренд. Партийные руководители здесь тоже были более чем достойные – настоящие профессионалы, искренне любящие родной край. Это Чернышев, Ломакин. А еще – лучшие ученые Приморского научного центра ДВО РАН. Большие люди – большие дела. А икра – это Камчатка и Сахалин. Рыба – да, потому что у нас легче ремонтировать суда и комплектовать экипаж, у нас есть неплохие верфи и судоремонтные заводы. Раньше были дальневосточные коэффициенты, приличные льготы, и люди здесь удерживались, закреплялись, основывали крепкие трудовые династии. Сейчас – бегут. Причем лучшие. Поэтому ребрендинг Приморья я связываю в первую очередь с созданием условий, при которых здесь будет комфортно жить. Тогда и новые бренды появятся».

Василий Солкин, редактор журнала «Зов тайги»: «Есть несколько путей определения истинных брендов. Бренды можно придумывать из головы, а можно пролистать подборку респектабельных зарубежных СМИ, например, «Нью-Йорк Таймс». Лучше искать реальные бренды, которые уже состоялись. А для иностранцев Приморье – это «дом тигра». Они хотят побывать в том месте, где живет амурский тигр, единственная кошка планеты, которая умеет выживать в снегу. Второй бренд – это леопард, возможно, более весомый бренд, потому что весь мир знает, что их осталось около 40-45 особей, и они обитают только в Приморье. И когда мы пытаемся придумывать что-то другое, например, газопровод провести по земле леопарда или газосжижающий завод и прочее, – это замечательно для социально-экономического развития, но какой же это бренд?

Еще пример: Россия лишилась большей части черноморского побережья. Куда сегодня ехать отдыхать сибиряку? А он уже давно выбрал, куда ехать. Он едет на юго-запад Приморья. Это ближайшее теплое море. От Урала и до Камчатки народ знает это место.

Создавать новые мифы не нужно. На международном рынке полезных ископаемых, возобновляемых природных ресурсов и живой природы Приморье уже занимает своё конкретное место. Добавлю, что есть лишь 2 места на земном шаре – это граница США и Канады и юго-запад Приморья, где с одной точки фотограф может снять 8 видов кленов. Во многих зарубежных научно-познавательных передачах Россию представляет…именно Приморский край.

Михаил Войтович

Как воспринимают Приморье и его столицу жители центральных регионов страны, «Приморская газета» выясняла в популярных социальных сетях. На вопрос: «Какие возникают у вас ассоциации при словосочетании «Приморский край», получили следующие ответы:

— Приморье – это Владивосток, город-порт. По-моему, там больше нет больших городов, а ещё Находка;
— море, много моря везде;
— много китайцев;
— это где-то очень далеко, в конце России;
— правый руль;
— «Мумий Тролль», Шамора – загадочное место;
— кинофестиваль «Меридианы Тихого»;
— бардовский фестиваль «Приморские струны»;
— отключения света и воды;
— неделя на самолете от Москвы; боковое место, возле туалета;
— дешёвые машины; город, занимающий первое место по числу автомобилей на душу населения;
— много островов;
— в каждой семье – рыбаки-моряки;
— Владивосток далеко, но ведь город-то нашенский! Ленин. Конец Транссибирской магистрали;
— фуникулёр;
— тайфуны;
— это, где голодные звери выходят к людям;
— океан;
— челночники;
— портовые города, много проституток, как Задорнов отметил;
— край света;
— красивые девушки;
— парусник «Надежда»;
— с трудом представляю, где это;
— вроде там тайга и море, а городов мало;
— Всероссийский детский центр «Океан» – аналог «Артека»;
— невезучая футбольная команда «Луч»…

Источник: «Приморская газета»

Мне не нравится0 человек

Оставить комментарий